Экс-командир разведки батальона «Азов» Сергей Коротких, которого журналисты окрестили «серым кардиналом» скандально презентованных 26 января в Киеве «Национальных дружин», дал большое интервью телеканалу ZIK. В беседе с телеведущей Татьяной Даниленко он попытался отмежеваться от нового проекта партии «Национальный корпус», но затем рассказал о целях, которые преследуют дружинники. И это отнюдь не порядок на улицах, а изменение политического строя страны.
Первую часть интервью Коротких буквально вертелся как на сковородке, явно ощущая неудобство от вопросов телеведущей. Он много раз заверял, что «ни одной минуты не состоял» ни в партии «Национальный корпус» («Я был на нескольких митингах, и на этом все»), ни в созданных в 2017 году при партии «Национальных дружинах», хотя признал, что хорошо знает их организаторов еще по службе в «Азове». Опроверг он и связь с «Нацдружинами» общественной организации «Зірка» («Захист і Реконструкція Країни» —реконструкция страны — ред), объединяющей ветеранов боевых действий из ВСУ и Нацгвардии, одним из учредителей которых он стал два года назад.
«Что нас объединяет с «Нацдружинами»? Телефон, на который все ссылаются. Да, мы действительно его указывали, — говорит Коротких. — Это были времена Красногоровки, когда был взрыв склада. Мы совместно — и не только мы, были еще и волонтеры из «Рыжего лиса» и кучи-кучи волонтерских организаций — собирали гуманитарку. Этот телефон «Нацдружин» был указан на всех наших ресурсах, именно для координации сбора волонтерской помощи и отправки туда людей, которые могли помочь».
Коротких сообщил, что давно оставил и службу в МВД: как известно из двух источников (собственная е-декларация Коротких за 2015 год и указ министра внутренних дел о награждении его именным пистолетом Glock от 27 июля 2015 года), после «Азова» он возглавил отдел охраны стратегических объектов при департаменте государственной службы охраны при МВД Украины по Одесской области. «Да, у меня был период в жизни, и он уже закончился — я был в составе Национальной полиции Украины, действительно возглавлял этот отдел. Неплохо, кстати, в департаменте был одним из лучших руководителей», — заявил экс-глава разведки «Азова», назвав в качестве причины ухода то, что «надоело» наблюдать «тихую стагнацию и даже деградацию органов правопорядка в стране», «какой-то самореализации в этом не происходит». Ныне, по словам Коротких, он «занят самим собой придуманными себе делами».
Гораздо интересней вторая часть интервью, когда Коротких почувствовал себя уже более уверенно, начав вещать более вальяжно и откровенно.
Во-первых, он признал, что речь идет фактически о создании частной армии, заявив, что при презентации «Нацдружин» олигархи «почувствовали покушение на свою монополию на создание частных армий». Хотя, перед этим он заявил, что «слово парамилитарные формирования или частные армии ему не нравятся», и правильнее, по его мнению, говорить, что «Национальные дружины» это просто «объединение людей, имеющих мировоззрение, имеющих убеждения, достаточно дисциплинированных и самоорганизованных, чтобы сделать что-то хорошо».
Как видим, Коротких «Нацдружины» прямо поддерживает и даже намекнул, что рассматривает возможность вступления в них, если будет время (а позже начал даже предлагать журналистке показать «наливайки», которые громят «дружинники»). Вообще, по его словам, «этого не нужно бояться».
По презентации Коротких, «Нацдружины» не доверяют правоохранительным органам и поэтому «самоорганизуются, чтобы решать эти вопросы, так как они видят». И еще одна выразительная фраза: «Это просто пример самоорганизации, если власть теряет свою легитимность, она теряет свои полномочия…»
То есть, речь идет о смене власти. Об этом он заявил прямо: «Они оттуда (с фронта. — прим. авт.) вернулись, и видят, что пока они были там, здесь стало хуже, чем было до 2014-го. И они здесь самоорганизуются, не потому что им кто-то что-то заплатил, не потому что они являются представителями какого-либо из кланов, претендующих на власть. Они хотят сами стать властью, чтобы наконец-то навести порядок в стране, для того, чтобы изменить эту страну. Именно потому что являются националистами».
Под изменением страны Коротких подразумевает отнюдь не безопасность на улицах или уборку мусора. «Они имеют собственный цивилизационный проект, который шире, чем Украина, и они будут к нему идти, нравится это кому-то, не нравится», — изложил он задачи «Нацдружин», которые в них формулируют менее откровенно.
О каком проекте речь? Об уходе от либеральной западной модели. «Вся европейская цивилизация идет к катастрофе… Это то, что называется кризисом идей… Была эпоха либерализма, которая привела, на мой взгляд, и я готов это доказывать это и спорить сколько угодно, к деградации всего европейского общества в буквальном смысле слова… Вопрос — появится ли среди националистических организаций, претендующих, грубо говоря, на перезагрузку европейской цивилизации, крупный успешный проект… Потому что это проблема общая для всех европейцев», — заявил Коротких.
Судя по спичу Коротких, в 2004 — 2007 годах одного из вождей российского «Национал-социалистического общества», между национализмом и национал-социализмом он ставит знак равенства: «А что говорит национализм, или национал-социализм?.. Неонацизм это что — новый национализм?» Так что, по сути, речь идет о национал-социалистическом (или социал-националистическом, если вспомнить официальное название идеологии «Патриота Украины», на основе которого был создан в 2014 году «Азов») проекте для Украины и других стран. К «Азову» для «обменом опытом» давно ездят представители ультраправых партий из Восточной и Западной Европы, видящие в полку и «Национальном корпусе» объект для подражания.
Опроверг Коротких и попытки руководства «Нацдружин» откреститься от деятельности с оружием в руках. Из его слов следует, что это действительно парамилитарная организация, причем со свежим военным опытом: «Было знаменитое фото на Донбассе, которое разошлось, и весь интернет говорил «Ох, украинская армия, вот она может», только это фотография была нацдружинников… Ну еще совсем недавно была история, где четыре таких крупных бородатых парня стоят с «эмками» (американскими автоматами М4, представляющими укороченную копию армейской винтовки М16. — прим. авт.) российские СМИ говорили, что американцы, гады, дали им оружие, а это просто ребята купили и со своим ездят… Нацдружинники ездят просто по личной инициативе на фронт, как это делает "Правый сектор"».